Китайский фарфор в чайной культуре и не только
Дивно тонкий. Музыкальный. Белоснежный и полупрозрачный. Уводивший тех, кто раскрывал иностранцам тайну его рецепта, на эшафот. Все это - о китайском фарфоре (кит. 瓷, пиньин cí), уникальном материале, в котором обычная вода превращается в Напиток.
Почему Поднебесная держава так боялась утратить рецептуру, и как она все-таки раскрыла ее миру?
С чем связан всеобщий восторг от чайных чашечек, изготовленных из оригинального императорского фарфора?
Какой бывает роспись на аутентичной посуде из китайского фарфора?
«Чайная Линия» делится самыми интересными фактами о происхождении древнего чудо-материала.
Страшная фарфоровая тайна
В Китае талантливые и наблюдательные мастера придумали делать фарфоровую посуду три тысячелетия тому назад (подтверждение тому - черепки, раскопанные в долине реки Хуанхэ). Даже самые первые изделия получились у ремесленников настолько удачными, что быстро оказались на столе императора и восхитили весь двор.
Массовое производство отдельных предметов и сервизов из фарфора началось в VI-VII веках. От черепка китайцы добились той тонкости, белизны и звонкости, за которой коллекционеры дорогой посуды охотятся до сих пор.
В века правления династии Сун (X-XIIв.в.) появился фарфор Яобань, стоимость которого приравнивалась к стоимости нефрита и чистого золота - настолько высоким было качество материала. При династии Сун лучшую посуду делали в мастерских Дэхуал и Лунцюань.
Считается, что лучший чайный фарфор в Китае стали делать в XV-XVI века (эпоха Мин), добившись от технологии изготовления идеала. В то время знаменитый китайский мореплаватель Чжэнхэ несколько раз отвозил в Восточную Азию и африканские страны посуду и сувениры, изготовленные из превосходного фарфора.
Китайские мастера фарфора начали создавать сервизы прицельно для зажиточных европейских покупателей в XVIII веке (династия Цин). Фарфоровая посуда покрывалась специфической глазурью оттенка бычьей крови и уникальной розовой эмалью. Огромный спрос на сервизы обнаружился, когда средневековые европейские моряки привезли образцы на родину: заиметь набор тончайшей редкой посуды стало желанием всей знати.
К XIX веку в производстве фарфора наступил кризис, многие заводы разорились, Китай почти ничего не экспортировал за рубеж. Ситуация изменилась только после образования КНР, когда государственная верхушка начала выделять из бюджета средства на отстройку разрушенных заводов. Фарфоровый чайный сервиз, изготовленный в современном Китае с соблюдением древних технологий - ценный подарок, образец изысканности форм и росписи.
Фарфор: культ и культура
Первая фарфоровая ваза попала в руки европейского человека благодаря легендарному путешественнику и исследователю Марко Поло (XIII в.). Затем в Европу, охваченную страстью к уникальному материалу, пошли караваны с изящными изделиями по Великому Шелковому пути и, конечно, доставались только королям. Людовик XIV, например, пил обжигающий бульон только из китайской чаши, к которой французские ремесленники прикрепили серебряные ручки.
Фарфоровую посуду пытались делать в итальянской Венеции и Германии. Английские и французские мастера тоже старались сделать вручную изящные вазы и чашки, но результат получался грустным: изделия были грубыми, толстостенными и хрупкими. Много столетий нигде кроме Китая не могли создать такую же прекрасную посуду. Первым, кому удалось разгадать тайну материала, оказался живший в Саксонии химик Иоганн Бётгер (XVIII в.). Недолго думая, он передал рецептуру саксонским мануфактурщикам, и производство было поставлено на поток. Раскрытие тайны, за которую в Китае когда-то казнили людей, привело к временному упадку производства фарфора на его родине. Но положительным моментом можно считать развитие навыка зарубежных мастеров и мастериц расписывать посуду в китайском стиле. А роспись посуды, к слову, ценилась выше, чем сам фарфор, поскольку секреты выбора красок и мотивов передавались между десятками поколений ремесленников из Поднебесной. С развитием искусства каллиграфии популярным стала на китайская посуду с иероглифами.
Оригинальный китайский фарфор - это всегда произведение искусства. Отвлечься от разглядывания вазы, тарелки или чашки, расписанной умелым мастером, просто невозможно, и через несколько минут этого увлекательного занятия становится совершенно очевидно, почему на аукционах просят за посуду и сувениры такую цену. А главное - эту цену хочется заплатить...
Где издревле выпускали лучший китайский фарфор?
Как водится у ремесленников, в каждой провинции Китая мастера старались создать что-то свое и поделиться этим с близкими родственниками, чтобы дело изготовления и росписи уникальной посуды продолжалось. Но несколько мастерских сумели выделиться среди равных. Так, считается, что потрясающе белый, тонкий, словно бумажный лист, и удивительно прочный фарфор делали в городе Цзиндэчжэнь (кит. 景德镇, пиньинь Jǐngdézhèn) при правлении династии Цунь. В этом же городе художники пользовались особыми сине-голубым пигментом, который привозился на заказ из Суматры, и рисовали такой краской на белой посуде цветы. Однако прославил Цзиндэчжэнь все-таки чисто-белый фарфор, который причисляли к бесценным сокровищам.
Еще один прославленный центр выпуска китайского фарфора - уезд Дэхуа (кит. 德化县, пиньин déhuàxiàn). Здесь в X-XII веках создавали белые глазированные изделия, получающие гравированные узоры и рельефные изображения. Фарфоровые чайные сервизы, вазы и статуэтки из Дэхуа изготавливались за 8 стадий и те из них, которым посчастливилось дожить до сих пор, считаются мировыми шедеврами. Второй расцвет производство фарфора в Дэхуа пережило в годы образования КНР, когда данным ремеслом занялись молодые художники, перенявшие древние традиции.
Инь и ян в китайской чайной посуде
Один и тот же чай из двух белых тонкостенных чашек может быть разным по вкусу, и в Китае знали об этом лучше нас. Собственно, иньская и янская формы чайной посуды пришли именно оттуда.
Чашка-инь - невысокая, имеет пологие стенки и большую ширину. Из иньской чашки приятно пить в теплую погоду, когда от чая хочется не только яркого вкуса, но и быстрого остывания.
Чашка-янь - высокая и маленькая по диаметру. Пить из нее лучше зимой: чай дольше сохранит аромат и тепло.
Высшим пилотажем среди ценителей дорогой китайской посуды считается купить фарфор инь и янь с одной росписью и наслаждаться неспешной чайной церемонией в разное время года.
Виды китайского фарфора и техники росписи
Типизация китайского фарфора сложна и многопланова. Считается, что основными критериями оценки посуды выступают:
- Дата изготовления. Обычно сервизы, отдельные предметы и стили исполнения в мире китайского фарфора называют согласно эпохам правления императорских династий, при которых эти стили были придуманы. Так, "танский" фарфор, например, расскажет об изготовлении в годы династии Тан, а "минской" назовут посуду, которую фарфоровый завод изготовил при династии Мин.
- Местность, в которой фарфоровая посуда создана. Сервизы, вазы и статуэтки "Яочжоу" (кит.耀州, пиньинь Yàozhōu) выпускают в северо-западном районе Шаньси (кит. 山西, пиньин shānxī), а "юеский" фарфор (кит. 越窑, пиньин yuèyáo) делают в восточной провинции Чжэцзян.
- Специфика производства. Речь идет о качестве глиняной смеси, расцветке глазури, способе росписи и ряде других отличительных особенностей изготовления. Глазурь на китайской чайной посуде бывает одно- и многоцветной. Одноцветный фарфор в Китае называют цайцы (кит. 彩瓷, пиньин cǎicí), а глазированный разными красками – цзюньцы (кит. 钧瓷, пиньин jūncí).
Способов нанесения изображений на фарфоровые предметы было и остается довольно много. Один из них - деколирование. В современных условиях для реализации этой техники выбранный рисунок печатается специальными красками на клеящемся основании, затем отпечаток переносится на фарфор, и посуда обжигается в печи для закрепления результата.
Неописуемо красивы чайные сервизы, украшенные в сложной технике ручной подглазурной росписи. Красители наносятся на предметы после того, как они прошли первый обжиг при температуре 800°C. Окрашенный фарфор обжигается в раскаленной печи при 1400°C, и изображение под действием температуры становится слегка туманным, приглушенным и необычным. Техника классической надглазурной росписи подразумевает раскрашивание закрепленной эмали с последующим обжигом в разогретой до 800 °C печи.
Чайный фарфор в Китае гравировали и продолжают гравировать. Вручную изображения и буквы наносят механическим инструментом типа бормашины, на заводах предпочитают лазерную гравировку (выжигание тонкого поверхностного слоя материала) программируемым оборудованием. Гравировка во всех случаях закрепляется слоем глазури, и предмет обжигается при температуре 900 °C.
Особняком в деле декорирования чайной посуды стоит элегантный рисовый фарфор. Такие чашки просвечивают насквозь в отдельных фигурных "окошках" - и на их внутренней поверхности как будто выдавлены рисинки. Классическим исполнением считается рисовый фарфор с узором синего и белого цвета.
Цена фарфора, расписанного в изысканной технике гунби (кит. 工笔, пиньин gōngbǐ) - "тщательная кисточка" - высока неспроста: китайцы разработали ее и довели до совершенства раньше других (2 тысячелетие до н.э.). Художники, расписывающие сервизы таким способом, прорисовывают все мельчайшие детали цветов и растений, обводя элементы тонким четким контуром темного цвета. В древности приобрести подобный сервиз мог себе позволить только императорский двор.
Жанры росписи китайского фарфора
Стоимость ручной росписи оригинального китайского фарфора может многократно превышать стоимость самой чашки, если над ней трудился известный художник. В особенности, если речь идет об антикварных предметах.
В каталогах фарфора можно встретить несколько жанров росписи чайных наборов:
- Жэнь у хуа (кит. 人物画, пиньин rénwùhuà) - изображения фигурок людей, участвующих в разных сценах из жизни, и знаменитых личностей. Роспись велась с использованием пяти цветов и особой тональной растяжки, которая в академической живописи носит название лессировки. Иногда к изображениям добавляются каллиграфические надписи.
- Хуа няо (кит. 花鸟, пиньин huāniǎo) – изображения растений и птиц в сочетании с каллиграфическими надписями.
- Шань шуй (кит. 山水, пиньин shānshuǐ) – изображение пейзажей с горами и реками.
Также в магазинах фарфора можно увидеть предметы с росписью в виде традиционных цветочных и растительно-плодовых орнаментов (цветки лотоса, орхидеи, слива мэйхуа, бамбуковые ростки, цветки персика, гранат), сервизы с изображением бамбука и животных - реальных (тигры, сороки, черепахи, рыбы, журавли) и мифических (драконы и фениксы). Популярны мотивы с участием двух карпов, пары уток, цветков лотоса, растущих на одном стебле, двух птиц.
Фарфоровая посуда, узоры и символизм
То, что было изображено на фарфоровой посуде родом из Китая, не являлось простым украшением или первым, что приходило на ум художнику: обычно роспись делали символичной. Так, цветы символизировали красивых женщин, пионы - весну, цветки лотоса - лето, дикая слива - зиму, а цветущие хризантемы - осень. Нарисованная вечнозеленая сосна ассоциировалась с долголетием, праведным образом жизни и мужеством перед лицом невзгод. Бамбук рассказывал о жизнелюбии, прямоте и витальности, а гранат - о пожелании иметь много сыновей. Любопытно, что иероглиф "семя" в Китае рисуется точно так же, как иероглиф "сыновья".
Антикварный китайский фарфор
Старинный китайский фарфор - инвестиция, пожалуй, такая же удачная, как золото. При условии, что купленный предмет или сервиз настоящий и сопровождается документами, с годами он будет гарантированно расти в цене - и, разумеется, бесконечно радовать владельцев своим видом.
Стоимость оригинального старинного фарфора на аукционах бывает крайне высокой. Так, императорский фарфор (серия Meiyintang, 77 предметов) продали на гонконгском Sotheby's за 51,4 млн. долларов. Вазу XVIII века Falangcai эпохи Мин, на которой изображен золотой фазан, купили на этом же аукционе за 25,7 млн. долларов, а сине-белую фарфоровую емкость для споласкивания каллиграфических кистей с изображением озера и рыб - за 6,5 млн. долларов.
Коллекционирование подлинного старинного фарфора, сделанного вручную в Китае - одно из самых приятных увлечений, способных принести владельцам серьезную выгоду.
- Комментарии
- Вконтакте