Японская керамика Сино
Сино (сино-яки) - особый стиль керамических изделий, появившийся в XVI веке в исторических провинциях Сэто и Мино в Японии. Сейчас эта территория является южной частью префектуры Гифу, которая находится в центральном регионе страны Тюбу.
Сегодня изделия в этом стиле производятся не только в Японии. Их полюбили в Китае и по всему миру. Сино или по - японски 志野 (志野焼) обозначает собой единую группу нескольких подстилей, таких как:
- Мудзи Сино - используется белая глазурь;
- Бэни Сино - глазурь «сафлор» или желто-оранжевая;
- Ака-Сино - глазурь красного цвета;
- Нэдзуми Сино - изделия с серой глазурью;
- Э-Сино - расписной стиль, глазурь, украшенная рисунком.
Стиль Сино непосредственно применяется в изготовлении глиняной посуды для чайной церемонии.
Основные черты стиля Сино
Такая посуда имеет толстые стенки, снаружи обильно покрытые неравномерным слоем молочно-белой глазури (может использоваться глазурь разных природных оттенков). Особенность заключается в том, что текстура глазури имеет вкрапления в виде маленьких отверстий или дырочек, «суан». Кроме того, на некоторых изделиях заметны рыжие или коричневатые подпалины. Такие изделия мастера чайной церемонии называют «юдзухада». Что в переводе означает «кожица цитруса». И правда, выглядит как корочка апельсина.
Существует Сино, украшенное росписью в виде растительных мотивов: веточек с листьями, тростями бамбука, травой, побегами и т.п.
Несмотря на то, что стенки чаш толстые, а форма приземистая, сама посуда Сино легкая. Выглядят такие чаши слегка небрежно, но в этом их прелесть. Такое исполнение придает керамике больше жизни и уюта.
Краткая история возникновения стиля Сино
Точного происхождения названия «сино» неизвестно. В японском языке есть слово «shiro», обозначающее «белый». Возможно от этого слова и произошло название стиля, так как в исполнении популярна глазурь белого цвета. Некоторые считают, что название появилось благодаря имени Shino Soshin, известного в XVI веке японского мастера чайной церемонии.
Стиль Сино появился в Японии в XVI веке. В провинции Сето того времени активно развивалось гончарное искусство. Гончары постоянно экспериментировали с различными глинами и другими материалами, применяли разные технологии и придумывали новые. Однако ряд гражданских войн того времени вынудил многих мастеров покинуть Сето и отправиться жить в соседний регион Мино. Именно там гончары придумали известную белую глазурь. Она изготавливается из смеси полевого шпата с местной глиной.
Состав и техника исполнения керамических изделий в стиле Сино
Сами чаши изготавливаются из белой глины. Глазурь состоит из полевого шпата, смешанного с глиной. Пропорции варьируются мастерами. Цвет полевого шпателя преимущественно белый, но возможны и другие варианты смеси для глазурей.
Рыжие подпалины и пятна на изделиях создаются благодаря частицам оксида железа. Так как белую глину не очищали от них, то при обжиге на стенках чаш проявлялся такой интересный эффект - теплый оранжевый цвет под молочного цвета глазурью.
Для расписных чаш применялась технология нанесения красок, содержащих оксид железа. Они наносились под глазурь. Рисунок от этого получался с нечеткими контурами, размытым. Создавался эффект картинки в дымке.
Еще одна методика мастеров заключалась в процарапывании рисунка. Сначала на черепок будущего изделия наносили краску, затем выцарапывали специальными палочками рисунок. Уже после этого выливали глазурь на изделие. Получалась керамика сероватого цвета с коричневыми подпалинами, а сам рисунок благодаря глазури оставался белым.
Есть еще один интересный вариант нанесения глазури в стиле Сино - ее специально наносят не на все изделие. Такие чаши выглядят незавершенными, однако это соответствует идеологии мастеров стиля Сито, для которых главные принципы творчества - натуральность и естественность.
- Комментарии
- Вконтакте