Печати на дне пиал Цзяньчжань
На дне изделий в стиле Цзяньяо эпохи Сун встречаются четыре вида печатей: имена, числа, символы и посвящения.
Печатями, на которые чаще всего обращают внимание, являются посвящения: это надписи иероглифами «供御» (пиньинь Gòngyù, палл. Гунъюй) и «進琖» (пиньинь Jìnzhǎn, палл. Цзиньчжань), оба слова дословно значат «посвящение в дар». Эти надписи служили для подтверждения того, что соответствующее изделие было принесено в дар императорскому двору династии Сун.
Печати о посвящении являются доказательством того, что такие изделия могли находиться в личном пользовании императоров эпохи Сун. Иногда эти надписи также оставляли след на подставках, на которых изделия находились в печи во время обжига, на руинах гончарных поселений было обнаружено немало таких подставок со следами иероглифов. При этом большинство печатей о посвящении гравировались на изделиях вручную (о чем свидетельствует различный почерк у этих надписей), и лишь крайне редко с помощью печатей (шаблонов) как таковых.
Помимо более распространенного и нейтрального слова «гунъюй» (кит. 供御), в качестве печати о подношении императорскому двору на дне изделий того периода также можно встретить слово «цзиньчжань» (кит. 進琖), которое значит «принесение в дар нефритового кубка», но в данном случае «кубок» — это и есть пиала (кит. 盏, пиньинь Zhǎn, палл. Чжань), так как иероглифы «кубок» и «пиала» в китайском языке произносятся одинаково. Печать «цзиньчжань» встречается гораздо реже, чем печать «гунъюй», при этом почти всегда это именно печать-шаблон, поэтому почти на всех изделиях она выглядит одинаково. Сегодня подавляющее большинство этих печатей мы можем встретить только в виде осколков.
Причина этого может быть в следующем: так как иероглифы на шаблонных печатях выглядят аккуратнее и красивее, чем на выгравированных вручную, ученые полагают, что шаблонные печати ставились на изделиях, изготовленных в специальных мастерских, выполнявших заказы государства. Технический уровень в таких мастерских был очень высок, поэтому не допускалось, чтобы даже неудавшиеся или бракованные изделия попадали куда-либо, кроме как к непосредственному заказчику, и весь брак подлежал утилизации (то есть все дефектные пиалы разбивались). Вот почему сегодня на рынке хотя и можно встретить изделия с печатями «гунъюй» и «цзиньчжань», но только в виде осколков, целых среди них не бывает.
Другие виды печатей
Печати-имена представляют из себя фамилии или имена, например: Чжан (кит. 张), Хуан (кит. 黄), У (кит. 吴), Цзинь (кит. 金), Ли (кит. 李), Мэн (кит. 孟), Ван (кит. 王), Ванцзя (кит. 王甲), Чэнь (кит. 陈), Чэньци (кит. 陈七), Янь (кит. 炎), Цзяньцзи (кит. 尖记), Чжунбао (кит. 中宝), Лан (кит. 郎). Некоторые печати-числа также иногда интерпретируют как обозначение имени, например: 5 и 7 (кит. 五七, палл. У Ци, то есть имя гончара могло быть У Ци), 29 (кит. 廿九), «Старший 8» (кит. 大八), «Младший 9» (кит. 小九), 4 и 6 (кит. 四六), «Младший 7» (кит. 小七).
Печати-числа выглядят просто как числа, записанные китайскими иероглифами, например: 1 (кит. 一), 2 (кит. 二), 3 (кит. 三), 4 (кит. 四), 6 (кит. 六), 7 (кит. 七), 9 (кит. 九), 11 (кит. 十一), 12 (кит. 十二), 13 (кит. 十三), 20 (кит. 廿), 24 (кит. 廿四), 29 (кит. 廿九), 30 (кит. 丗). Вероятно, гончары ставили эти отметки с целью подсчета количества изделий.
Примеры печатей-символов включают такие знаки, как «≠», «×» и узоры как на черепашьем панцире, они могли являться личными знаками мастеров-гончаров. Кроме того, также встречаются и иероглифы, например, 新 («Новый»), 中 («Средний») и 正 («Прямой»). Они могли наноситься для обозначения положения изделий в печи при обжиге, а иероглиф 新 («Новый») мог обозначать, что изделие было изготовлено в новой печи, или что само изделие изготавливалось впервые.
В те времена владелец гончарной печи мог сотрудничать с другими людьми, например, сдать свою «драконовую печь» (кит. 龙窑, пиньинь Lóngyáo, т.е. длинную печь для обжига) в аренду мастеру, делающему заготовки, и, таким образом, прийти к взаимной выгоде. Еще одним видом сотрудничества было изготовление гончарной печи несколькими семьями на общие деньги — именно поэтому на некоторых изделиях встречаются такие печати-символы, как 合 (можно перевести как «Изготовлено в сотрудничестве»), 合口 (тот же смысл), 二合(«Сотрудничество двух людей») и 六合 («Сотрудничество шести людей»).
В наше время печать на дне чаще всего является одним из иероглифов в составе имени мастера, своего рода автографом. Например, печать мастера Ли Да (кит. 李达, пиньинь Lǐ Dá) — это иероглиф 达(палл. Да), печать мастера Сунь Цзяньсина (кит. 孙建兴, пиньинь Sūn Jiànxīng) — иероглиф 建(палл. Цзянь) или 兴(палл. Син) и так далее.
На фото: Пиала с узором Юди («Масляные капли»).
Ли Да
Ли Да (кит. 李达, пиньинь Lǐ Dá) — китайский мастер керамики, многие годы посвятил исследованию традиционных глазурей с содержанием железа.
Главными особенностями пиал Цзяньчжань мастера Ли Да являются:
-
Заготовка пиалы внешне похожа на железо;
-
Цвета глазури — по-старинному простые, но в них тем не менее узнается классическая изысканность. Пятнистый узор часто непредсказуем и переменчив подобно явлениям природы;
- «Масляные капли» (узор Юди) — крупные и круглые, с белым кристаллическим сиянием, очень выражен эффект зеркальности.
На фото: Пиала «Хунцай Тяньму» (кит. 红彩, пиньинь Hóngcǎi, дословно «Яркие цвета горы Тяньму»)
Сунь Цзяньсин
В 20 лет Сунь Цзяньсин (кит. 孙建兴, пиньинь Sūn Jiànxīng) стал учеником Хун Шудэ (кит. 洪树德, пиньинь Hóng Shùdé), профессора Сямыньской академии искусств и дизайна при Университете Фучжоу. На фарфоровом заводе «Хунци» в уезде Дэхуа он обучался искусству скульптуры и обжига керамики, также изучал состав материалов керамических изделий. Затем он стал сотрудником Северо-западной академии легкой промышленности (ныне Университет науки и технологий провинции Шэньси), где продолжил глубоко изучать свою специальность. На государственном уровне признан носителем традиционного нематериального культурного наследия Китая за его вклад в сохранение искусства обжига пиал Цзяньчжань. Первый мастер, использовавший дрова в электрической печи для обжига.
Главными особенностями пиал, создаваемых Сунь Цзяньсином, являются: глазурь, густо нанесенная в несколько слоев, богатое разнообразие форм и оригинальность.
На фото:
Высота: примерно 7,2 см Диаметр по краям: 12,2 см
Диаметр основания: примерно 3,9 см
На фото: Большая пиала Цзяньчжань с глазурью «Золотые Юди» (форма «Пекоу»).
Хуан Мэйцзинь
Хуан Мэйцзинь (кит. 黄美金, пиньинь Huáng Měijīn) — человек, вокруг которого возникает много споров в сфере производства пиал Цзяньчажнь в районе Цзяньян, его изделия очень узнаваемы. Для пиал Юди, создаваемых Хуан Мэйцзинем, характерны три главные особенности:
-
Золотые пятна на глазури выглядят очень выпукло, Хуан Мэйцзинь создает уникальные пиалы «Золотые Юди» с большими и объемными «масляными каплями»;
-
Форма пиал очень изящна;
-
Его пиалы «Золотые Юди» стоят чрезвычайно дорого.
На фото:
Высота: 7,8 см
Диаметр по краям: 21,8 см Диаметр основания: 6,8 см
На фото: Пиала «Цзиньяо Юди».
Чжан Гуйвэй
Чжан Гуйвэй (кит. 张桂维, пиньинь Zhāng Guìwéi) — магистр искусств Института изобразительных искусств Тайваньского государственного университета искусств, его учителями были покойный мастер керамики Линь Баоцзя (кит. 林葆家, пиньинь Lín Bǎojiā), мастер У Юйтан (кит. 吴毓棠, пиньинь Wú Yùtáng) и профессор Тайваньского государственного университета искусств Люй Чжэньчжоу (кит. 刘镇洲, пиньинь Liú Zhènzhōu).
Пиалам «Цзиньяо Юди» (кит. 金曜油滴, пиньинь Jīnyào Yóudī, дословно «Масляные капли с золотым сиянием»), создаваемым Чжан Гуйвэем, присущи следующие особенности:
-
Одинаковый размер «масляных капель», а узор из этих капель покрывает всю пиалу целиком.
-
Для «золотых масляных капель» характерны градация цветов и эффект зеркального отражения;
- Сочетание особенностей пиал Юди в северокитайском стиле (т. н. Хуабэй Юди) и пиал Юди в стиле Цзяньчжань (т. е. с применением «технологии ряски»)
На фото:
Высота: 7,5 см
Диаметр по краям: 11,5 см Диаметр основания: 4,1 см
Фотографии предоставил Чжан Гуйвэй
- Комментарии
- Вконтакте