Китайский селадоновый фарфор (Циньци 青瓷)
История китайского селадона Цин Цы уходит корнями в эпоху Пяти династий и Десяти царств. Созданный в XIII-XII вв до н.э., он достиг наибольшей популярности во время правления сунских императоров. В дословном переводе 青瓷 означает «зеленоватый фарфор». Глазурование под нефрит сделало его одним из самых узнаваемых и, как говорили древние китайцы, «лучшим под небесами».
Технология изготовления селадонового фарфора
Формовочное тесто китайского глазурованного фарфора изготавливается из белой глины (каолина) с добавлением мельчайшей минеральной пудры. В качестве красящего компонента в состав селадоновой глазури входит оксид железа. При температуре обжига +1300°С он придает изделиям различные по интенсивности зеленоватые оттенки. А пузырьки газа и преломляющие свет микроскопические кристаллы кварца, за счет многократного глазурования, добавляют эффектное влажное сияние.
Из-за неоднородной скорости охлаждения основы и покрывающей её глазури на поверхности посуды возникают мельчайшие трещинки, обеспечивающие схожесть фарфора с полудрагоценным нефритом.
Гипотезы происхождения названия «селадон»
Термин «селадон» пришел не из Поднебесной, а был придуман уже в Европе. Существует 3 гипотезы его происхождения.
По первой версии, китайский форфор Цин Цы обязан своим названием «селадон» герою французского пасторального романа Оноре д’Юрфе «Астрея». Селадоном звали молодого пастуха, любовника главной героини, который носил светло-зеленые одежды. В начале XVII века, когда начались регулярные поставки товаров с Дальнего Востока, и европейцы впервые познакомились с данной разновидностью китайского фарфора, пастушьи буколики пользовались наибольшей популярностью. С тех пор и прижилось это название.
В соответствии с другой версией «селадон» является объединением двух санскритстких (древнеиндийских) словоформ «sila» и «dhara», означающих «зеленый камень».
Существует еще одна гипотеза, по которой селадоновый фарфор получил свое название в честь Салах ад-дина Айюби (Саладина), султана Айюбидо. По легенде, он отправил в дар князю Ногайской Орды, Нур-ад-Дину, 40 керамических изделий для чаепития, покрытых серовато-зеленоватой глазурью с узором из тонких переплетающихся нитей.
Центры по производству селадонового фарфора
Родиной Цин Цы является восточная провинция Китая, Чжэцзян. По мере развития фарфорового промысла образовывались другие императорские мануфактуры. Впоследствии наибольшую известность и мировое призвание снискали 5 центров по производству селадонового фарфора, обладающие своим неповторимым стилем:
- Цзюнь Яо (кит. 钧窑, пиньин jūnyáo) - цзюньчжоуский фарфор;
- Жу Яо (кит. 汝窑, пиньин rǔyáo) - жучжоуский фарфор;
- Гуань Яо (кит. 官窑, пиньин guānyáo);
- Гэ Яо (кит. 哥窑, пиньин gēyáo);
- Дин Яо (кит. 定窑, пиньин dìngyáo) - динчжоуский фарфор.
Цзюнь Яо 钧窑
Характерной чертой керамики Цзюнь Яо, отличающей её от изделий других мануфактур, была массивность. Фарфоровая посуда для чаепития, изготавливавшаяся в провинции Хэнань, покрывалась очень толстым слоем переливающейся глазури с никогда не повторяющимся рисунком. Это делало её более толстостенной и, даже можно сказать, грубой. За счет неусовершенствованной, на тот период, технологии обжига порядка 70% от общего количества селадонового фарфора шло в брак, а оставшиеся 30% стоили неимоверных денег. По приказу мастера чайной церемонии¸ XVIII императора династии Сун, Хуэй-Цзуна, ежегодно разрешалось изготавливать не более 36 единиц посуды Цзюнь Яо. Именно поэтому до наших дней дошли только считанные единицы.
Жу Яо 汝窑
Чайный фарфор Жу Яо, производимый на территории провинции Хэннань, приобрел свою популярность за счет практически лишенной украшений текстуры, и характерной для селадона паутинке трещин. В зависимости от направления и густоты разрывов сетка кракелюра приобретала очертания рыбьей чешуи, крыльев цикады или колотого льда. По началу эффект производственного цека воспринялся, как брак, возникающий из-за чрезмерно толстого слоя глазури и очень резкого охлаждения. Однако впоследствии большинство китайской знати стремилось стать обладателями фарфора Жу Яо. Причина тому – его быстрое визуальное «старение». От чаепития к чаепитию напиток проникал во множественные трещинки и окрашивал их в бурый цвет, придавая посуде особую патину древности.
Много веков назад технология изготовления Цин Ци Жу Яо, называемого в народе керамикой старшего брата, была утеряна, и только в XX веке она была восстановлена вновь и продолжает совершенствоваться.
Гуань Яо 官窑
Тонкостенные керамические изделия Гуань Яо (в дословном переводе «казенная керамика») предназначались только для китайских императоров и их приближенных. Отличительной особенностью этого фарфора был ржавый ободок, который образовывался по самому краю сосуда. Подобное явление, возникающее вследствие выделения входящего в состав глазури окисного железа, получило поэтическое название «коричневый рот» или «железная ступня».
Гэ Яо 哥窑
Селадоновый фарфор Гэ Яо, практически не дошедший до наших дней, является самым старинным типом керамики периода Пяти династий. Обожженный в «старых печах» Чжэцзяня, он имеет свои характерные черты: эффект кракле (растрескавшегося стекла), более темные оттенки цвета морской волны и просвечивание полос на гранях.
Дин Яо 定窑
Фарфор Дин Яо, производившийся в провинции Хэбей (район Динцзя в древности) относился к самым ценным, и изготавливался только для императорских чайных церемоний. Изюминкой этой посуды, привлекавшей внимание влиятельных вельмож, была гравировка и тонкий золотой или серебряный ободок. Таким образом китайские мастера устраняли чисто техническую проблему – невозможность максимально полно перекрыть глазурью края чашек и пиал.
Время идет, и технология керамического производства постоянно совершенствуется. Однако китайский селадоновый фарфор существует во вневременных рамках, неизменно демонстрируя высочайший уровень гончарного мастерства.
- Комментарии
- Вконтакте