Форма чайника Янтун (Иностранный чайник)
Один из наиболее распространенных типов чайников из пурпурной глины. Отличается простым дизайном, удобством использования и портативностью, объединяя в себе красоту и практичность.Этот тип чайника горячо любим и коллекционируется многими поклонниками посуды из пурпурной глины, став классическим произведением искусства традиционной керамики.
Чайник Янтун был создан во времена поздней династии Цин (кит. 清末, пиньинь Qīng mò) ранней Китайской Республики (кит. 民初, пиньинь Mín chū).Название «Иностранный» (кит. 洋, пиниьинь Yáng) связано с тем, что он первоначально предназначался для экспорта.
Изготовленный Ван Сюцзю (王秀局, Wáng xiùjú) и гравированный Сю Вэйго (许卫国, Xǔ wèiguó) чайник из пурпурной глины квадратичной формы
Иностранный чайник из пурпурной глины — это классическая модель среди традиционных изделий из пурпурной глины, является эталоном для мастеров. Данное произведение искусства было создано Ван Сюцзю (кит. 王秀局, пиньинь Wáng xiùjú) и гравировано Сю Вэйго (кит. 许卫国, пиньинь Xǔ wèiguó). Изделие очаровывает своей простотой и элегантностью, сочетая в себе плавные линии в форме и изящные поверхности.
В то время для чайных заведений, чайных мастеров и коллекционеров чайники формы «Янтун» были не только лучшим выбором для повседневного использования, но и ценными произведениями искусства. Изготовленные вручную знаменитыми художниками и мастерами, чайники из пурпурной глины, всегда привлекали внимание коллекционеров и знатоков чайной церемонии. Иностранный чайник украсит любую коллекцию.
Чайник мастера Гу Цзинчжоу (кит. 顾景舟, пиньинь Gù jǐng zhōu) из пурпурной глины
Много великих мастеров и известных художников в свое время создавали чайники формы «Янтун» из пурпурной глины, включая такого мастера, как Гу Цзинчжоу (кит. 顾景舟, пиньинь Gù jǐng zhōu).
Такой чайник из пурпурной глины имеет длинный овальный корпус и утонченный вид, характерный для стиля пурпурной глины. Подобная форма не дает возможности скрыть недостатки, поэтому является одновременно хорошей моделью для новичка и серьезной проверкой мастерства для опытного мастера.
Чайник мастера Чу Мина (储铭, Chǔ míng) из пурпурной глины
Данный чайник был создан мастером Чу Мином (кит. 储铭, пиньинь Chǔ míng), который когда-то был приглашенным учителем в семью Гу Цзинчжоу и был известен как «король чайников формы Янтун» (кит. 洋桶壶王, пиньинь Yángtǒng hú wáng).
Его изделия из пурпурной глины характеризуются прямыми линиями и гладкой поверхностью, легким воздушным корпусом, плотной крышкой без зазоров и характерным закругленным стилем.
Чайник мастера Ван Иньчунь (кит. 王寅春, пиньинь Wáng yínchūn) из пурпурной глины
Чайник Янтун был первым известным произведением Гу Цзинчжоу в ранний период. Он унаследовал прямолинейность и четкость структуры, автор вложил в него дух жесткости и искусности.
Такой чайник всегда считался классическим образцом, установившим стандарты в линиях, качестве изготовления и характере.
Чайник мастера Чжу Кэсиня (кит. 朱可心, пиньинь Zhū kěxīn) из пурпурной глины
С конца эпохи Китайской Республики до начала современного периода и вплоть до наших дней, развитие и процветание пурпурной глины на различных этапах к появлению разнообразных форм чайников из пурпурной глины. Однако форма иностранного чайника практически не менялась, всегда оставаясь популярной благодаря своей портативности и практичности, становясь повседневной утварью во многих семьях.
В определенный период истории иностранный чайник из пурпурной глины был одним из наиболее популярных видов среди любителей чая и одним из наиболее широко используемых принадлежностей для заваривания напитка.
Почему чайник Янтун так называется? Мы привыкли называть товары, привезенные из-за границы, «иностранными» (кит. 洋货, пиньинь Yáng Huò), например спички (кит. 洋火, пиньинь Yáng huǒ), вино (кит. 洋酒, пиньинь Yángjiǔ) и т.д. Может этот чайник завезен в Китай с Запада? На самом деле, чайник изначально был создан для иностранцев. Его происхождение связано с тремя следующими версиями.
Первая версия: экспорт в Юго-Восточную Азию (кит. 南洋外, пиньинь Nányáng wài). Согласно историческим источникам, с 7 по 16 годы правления императора Гуансю (кит. 光绪, пиньинь Guāngxù) были периодами, когда в Китае стала популярной коллекция изделий из пурпурной глины. Они были востребованы не только внутри страны, но и в Японии, Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Таиланде, Великобритании, Франции и других странах. Чтобы удовлетворить потребности зарубежных заказчиков, мастера изготавливали формы чайников в соответствии с требованиями иностранных покупателей. Первоначальный вид имел одиночный нажимной краник и был отполирован и обрамлен медным ободком в соответствии с требованиями клиентов из Таиланда. Иностранные чайники активно продавались в страны Юго-Восточной Азии, в частности, в Таиланд, поэтому они и получили свое имя «иностранные».
Вторая версия: экспорт в Восточную Азию (кит. 东洋外, пиньинь Dōngyáng wài). В поздней династии Цин популярность гончарных изделий из Исин (宜兴, Yíxìng) широко распространилась, и ею стали интересоваться японские купцы. Гончар Хэ Шивэй (кит. 何士为, пиньинь Hé shìwéi) взял за основу конструкцию изделия «Маленький алтарь» (кит. 小洋坛, пиньинь Xiǎoyáng tán) производства города Исин (宜兴, Yíxìng) и модифицировал ее форму путем увеличения размеров и длины ручки. Таким образом, был создан иностранный чайник с навесной крышкой и грубым стилем. Это произведение вызвало огромный интерес и стало предметом активных заказов со стороны японских купцов. Япония была известна как Восток (кит. 东洋, пиньинь Dōng yáng), поэтому чайник был назван «Иностранный».
Изображение иностранного чайника с крышкой в форме бычьей головы из пурпурной глины
Третья версия: экспорт в Бэйян (кит. 北洋, пиньинь Běiyáng). В поздней династии Цин популярными формами гончарных изделий были чайник в форме яичной булки (кит. 蛋包, пиньинь Dànbāo) и чайник «Долголетие» (кит. 寿星, пиньинь Shòu xing). Эти два чайника имели круглый корпус, плоскую крышку и четко выраженную функциональность, что делало их популярными и широко распространенными. Их продавали в Японию и другие страны Юго-Восточной Азии. Поэтому чайник «иностранный», созданный на основе формы крышки чайника «Долголетие» и чайника в форме яичной булки, был назван «Иностранный» с плоской крышкой.
Несмотря на то, что существуют три различные теории относительно происхождения чайников Янтун, все они сходятся в следующем - вероятно, эти чайники были созданы в конце китайской династии Цин, хотя и с разной последовательностью. Согласно историческим источникам, одним из ранних терминов, связанных с этим стилем, был «Чайник с единственной ручкой» (кит. 独钮洋桶, пиньинь Dú niǔ yáng tǒng). «Краткая история Исинской керамики» (кит. 宜兴陶瓷简史, пиньинь Yíxìng táocí jiǎn shǐ), «Хроники провинции Цзянсу.
Хроника керамической промышленности» (кит. 江苏省志.陶瓷工业志, пиньинь Jiāngsū shěngzhì. Táocí gōngyè zhì) и «Хроника округа Исин» (кит. 宜兴县志, пиньинь Yíxìng xiànzhì) также утверждают, что термин впервые появился в описании экспортных чайников во времена Гуансу (кит. 光绪, пиньинь Guāngxù), но отсутствует в других записях. Тем не менее, существующие чайники с единственной ручкой, экспортированные в другие страны, также соответствуют этим историческим записям. Следующим стилем изделия, вероятно, был чайник Янтун с крышкой в форме бычьей головы. Крышка напоминает «яичную булочку» из Исин, где крышка не имеет четкого края, а у носа крышки есть выступ, напоминающий глаза быка. Этот стиль представляет собой классический образец стиля чайников и, согласно проведенному коллекционерами и исследователями анализом, был создан в начале периода правления императора Гуансу и демонстрирует собой типичный стиль глиняных чайников того времени.
Исследователи неоднократно обсуждали с коллекционерами вопрос о возникновении и пришли к выводу, что это был один из первых стилей, созданных в конце династии Цин, подтвержденных историческими фактами. Сразу после появления «чайника с крышкой в форме головы быка», был создан «чайник с плоской крышкой». Причина заключается в том, что «чайник с крышкой в виде головы быка» был создан, исходя из чайника «Долголетие», и упоминания о чайниках «Долголетие» и чайниках с единственной ручкой одновременно присутствуют в «Краткой истории Исинской керамики», «Хроники провинции Цзянсу», «Хронике керамической промышленности», «Хронике округа Исин». Поэтому предполагается, что «чайник с плоской крышкой» появился после «чайника с крышкой в виде головы быка».
Чайник мастера Гу Цзинчжоу (顾景舟, Gù jǐng zhōu) из пурпурной глины с крышкой в форме бычьей головы
Хотя этот чайник получил иностранное имя, в сердцах китайцев он оставил уникальные и яркие воспоминания. В конце китайской династии Цин и начале эпохи Китайской Республики в городских и сельских районах Исин было много чайных домов, причем только в четырех крупных городах было более семидесяти таких заведений. Люди разных профессий, от земледельцев до продавцов вьючных колесниц, даже до рассвета, уже несли свои чайники в чайные дома. Чайники были упакованы в ящики, носились в корзинах и в руках, и все они были чайниками типа «Янтун». С течением времени, по мере изменения чайных обычаев и предпочтений, чайник этой формы на протяжении определенного периода был востребован как высококлассный художественный чайник и продавался коллекционерам по высоким ценам. Например, в 1940-х годах Гу Цзинчжоу создал свой знаменитый чайник «Янтун», что принесло ему признание в отрасли. В то время ценность старого серебряного юаня (мера веса) составляла десять серебряных юаней. В то время обычный рабочий получал всего 2-3 серебряных юаня в месяц. Однако мистер Хуа Иньтан (кит. 华荫棠, пиньинь Huá yīntáng), коллекционер и любитель керамики из пурпурной глины, не пожалел денег, купив два чайника Янтун у мастера Гу Цзинчжоу. Этот случай стал легендой в мире изделий из пурпурной глины
Чайник мастера У Юнгена (кит. 吴云根, пиньинь Wú yúngēn) из пурпурной глины
С упадком культуры чайных домов, изменением в чайных привычках и сменой вкусовых предпочтений, чайники Янтун снова стали товаром для массового потребления и перестали пользоваться спросом у коллекционеров. Однако нельзя отрицать, что в определенные периоды истории они были показателем мастерства автора и долгое время считались произведениями искусства среди чайных ценителей.
Экскурс в историю создания чайников этой формы позволил вернуться в прошлое, окунуться в атмосферу старинных чайных домов. Представьте деревянные стулья, столы и громкий гомон. Официанты носят чайники от стола к столу. Клиенты, сидящие вокруг, готовят чай в больших чайниках и наливают в чашки с крышками, играют в карты и шахматы, беседуя о всякой всячине.
Иногда там были старики с клетками для птиц. Несмотря на переменчивую погоду за окном, внутри чайного дома всегда царило спокойствие и умиротворение. Эти воспоминания – как затаившийся белый дракон, и «иностранные» чайники в чайных домах кажутся давней историей. Воспоминание о прошлом — это не только передача классических традиций, но и сохранение культурного наследия.
Источник
- Комментарии
- Вконтакте