Лу Юй, Ча Цзин: Трактат о чае - «Чайный Канон» (1 - 3 главы)
Переводчик – Бурба Армандас, Редактор – Фещенко Андрей, Техническое обеспечение – Конон Михаил, Консультанты – Жабин Василий, Лобусов Егор.
Истоки чая
Чай происходит от великого дерева на Юге. Дерево может произрастать от одного или двух чи [1 чи – 31,5 см.] до двенадцати. В реках и ущельях Па Шаня [современная область Сычуань] есть деревья, обхват которых таков, что потребуется двое мужчин, чтобы обхватить их [ствол]. Такие деревья должны быть срублены для сбора [листьев].
Его ствол [чайного дерева] напоминает тыкву [лондонская версия Ча Цзина ХVII века: «Чайный саженец напоминает Куа Лу [неясно, какое это растение], дерево, растущее в Кантоне, листья которого горькие и острые на вкус»], a его листья – гардению. Цветок похож на цветок дикой красной розы, превращенный в белый. Семена похожи на таковые от кокосовой пальмы. Листья имеют аромат гвоздики, в то время как корни – как у грецкого ореха. [лондонская версия имеет дополнительное предложение: «Корни двух растений разрастаются вниз, пока достигают гравия и камней, и тогда нежные растения дают побеги».]
Иероглиф для обозначения чая, который мы называем «чха», иногда изображается со знаком «трава», как существенным [главным] элементом [радикалом, иногда «деревом» и иногда применяются оба. Его [чая] общее название разнится [взаимозаменяется] с чя, чэ, минг или ч’уан. [В лондонской версии есть дополнение: «Иероглиф с радикалом «трава» есть Чя, его можно найти в Кай Юан Вен Цзу [словарь]. Иероглиф с радикалом «дерево» есть Ту, находиться в Пен Тсао [медицинский трактат, приписываемый Шэнь Нуну]. Иероглиф, имеющий оба радикала, «трава» и «дерево», находится в Эр Я [старинный словарь, созданный князем Чоу около 1050 г. до н.э., с комментариями Куо По, который добавил обозначение чая как Киа, К’у Т’у]. Что касается названий, данных чаю, его называют Ч’а, Киа, Ше, Минь и Ч’уан. Чоу Кунь говорил [писал], что Киа это горький Ту. Янь Сюнь [ученый, 53 г. до н.э. – 18 г. до н.э.] говорил [писал], что люди в юго-восточном Па Шане [Сычуане] говорили о Ч’а как о Ше. Куо По говорил [писал], что рано [весной] собранный был Ч’а, а собранный позже – Минг, который по-другому известен как Ч’уан.]
Чай становится лучшим в почве, которая является немного каменистой, в то время как почва гравиевая и богатая является второй по достоинству. Желтая глина – худшая и кусты, в ней посаженные, там не будут плодоносить. В посадке и пересадке чая, применяются те же самые методы, которые касаются дыни, но чайный лист не может собираться до достижения растением третьего года. Чай, который произрастает диким, выше [качеством]; a чай сада на втором месте. Выращенные на солнечных склонах или в тенистых рощах, лучшие листья красновато-коричневые. Они превосходят зеленые листья. Чай c молодых и нежных первых побегов лучше, чем почки. Лучшие листья те, которые больше свернуты. Листья, которые являются открытыми и развернутыми, вторые по качеству. Чай, собранный на cклонax или в долинах склона горы, не получающего солнца, не стоит усилий. Чай обладает холодной природой и может использоваться в случае блокировки или застоя кишок. В этом случае он является самым подходящим напитком. Если кто-то в целом умерен, но чувствует себя горячим или теплым, объятым меланхолией, страдающим от головной боли, жжения глаз, потревожен в членах или страдает в сотне соединениях он может принять чай четыре или пять раз. Этот напиток сравним с самой сладкой росой Небес. [В лондонском варианте: «Напиток напоминает темное красное вино и чистую росу Небес».]
Нужно принять меры против несвоевременного [сбора] чая, производства, которое не улавливает его сущность или фальсификацию другими растениями или травами. Питье такого чая может привести только к болезни. Вредные свойства чая мало чем отличаются от женьшеня. Мы знаем, что лучший женьшень производится в Шанг Т’анг, средние сорта в По Чай или Син Ло [оба – районы Кореи], в то время как самые бедные разновидности прибывают из Кореи. Женьшень из Тсэ Шоу, И Шоу, Ю Шоу или Т’ан Шоу не имеет лекарственных свойств. И даже хуже, если растения из тех областей – фактически не женьшень, но что-то наподобие бубенчика [Нан Ша Шен кит.; Radix Adenophorae лат.], они могут привести к шести болезням без укрепляющего достоинства [женьшеня] вообще. Наше знание o вредных свойствах женьшеня учит нас o подобных и в чае.
Инструменты для [изготовления] чая
Корзина
Есть несколько видов корзин: одна, называемая Иин, и другая, называемая Лан. Есть также Лун и Чу. Все они сделаны из бамбука. Собиратели чая несут корзины вместимостью в один – четыре тоу [1 тоу – около 4,5 литра] или пять, десять, двадцать или даже тридцать шен [1 шен – около 0,5 литра], на своих спинах, когда собирают чай.
Печь и котел
Не используйте печь с дымоходом и всегда выбирайте котел с широко выпученной губой.
Котел для пропаривания Котел для пропаривания, наподобие используемого для пропаривания риса, называемый Tсенг, сделан из древесины или обожженной глины. У него нет талии [он не сплющен по середине], но есть приемник, сделанный из глины, предназначенной, чтобы поймать то, что выпадает из отверстий у основания котла. Они оба соединяются с помощью бамбука. Чтобы начинать пропаривание, сначала поместите чай в приемник. Затем высыпайте [чай] в котел для пропаривания. Продолжите размешивать трехразветвленной ветвью, чтобы распространить побеги и почки [по поверхности котла] и позволить течь сокам.
Пестик
Пестик, называемый Tуй, такой, какой используется для лущения риса, является совершенным, особенно если знавал долгое использование.
Форма
Форма может быть одного из двух видов, называемых Mо или опока, или Ч’уан, который изогнут в форме чашки. Они сделаны из железа, и некоторые круглые, а некоторые – квадратные. Иногда они также [бывают] украшены.
Держатель
Один называют T’аи или помост. Другой – Чан или колода. Они сделаны из камня, но, если это невозможно, то из древесины пагодного или тутового дерева. Половина держателя должна быть вкопана в землю так, чтобы он был полностью устойчив в течение процесса производства.
Покрывало
Покрывало называют И и сделано оно из пропитанного маслом шелка или из единой [без соединений] части покрывала от дождя, которое было изношено. Чтобы сделать [спрессовать] чай, поместите покрывало поверх держателя и затем разместите форму поверх покрывала. [Масса чайного листа сыплется прямо на держатель.] После того, как чай установлен [спрессован], он может быть перемещен [вынут из формы], путем поднимания ткани покрывала.
Сито
Сито, называемое или Иинг-тзу или П’анг-ланг, сделано из двух частей молодого бамбука приблизительно три чи длиной. Корпус орудия – два с половиной чи [1 чи – 31,5 см.] и ручка – пять цун [10 цун = 1 чи] [длины]. Из бамбуковых полосок делают квадратные ячеи, как в сите для земли садовника. Сито должно быть приблизительно два чи в поперечнике. Оно используется для сортировки чая.
Шило Называемый Ч’и, оно имеет форму ножа, а ручка сделана из жесткой древесины. Оно используется для проделывания отверстий в [прессованном] чае для [последующего] связывания.
Цеп
Его называют Пиен и сделан он из бамбука. Он может также использоваться, чтобы вставить в чай [чайную плиту], чтобы разрыхлить его.
Яма для просушки
Чтобы высушить чай, сделайте яму в земле приблизительно два чи глубиной, два с половиной чи шириной и десять чи длиной. Наверху ямы постройте стену два чи высотой и запечатайте влажной глиной.
Тетива
Тетиву называют Kуан. Чтобы ее сделать, используйте полосы бамбука приблизительно два с половиной чи длинной. Тетива используется, чтобы пронизывать через чай перед просушиванием.
Навес для просушивания
П’енг или Чан – деревянная конструкция, построенная над ямой для просушки. Древесина должна быть покрыта [чем-то жароупорным?] и соединена так, чтобы образовались два помоста, каждый в чи высотой [один над другим], поочередно используемые во время просушки.
Когда чай наполовину высох, его поднимают на низший помост, а когда он становится полностью сухим, его поднимают на высший помост.
Связки
Жители земель к востоку от Янцзы и к югу от рек Хуэй использовали расколотый бамбук для связывания [плит] чая. В горах Сычуани, люди делают связки, заплетая кору. В Цзянсу наибольшее количество [чая], связанное вместе – одно чин [1 чин – 538,8г]; пол-чин – средний размер пакета. Пакет в пятую часть чин – третий размер. В долинах и горах наибольший груз – 120 чин, средний груз – 80 чин, а груз в 50 чин является наименьшим.
В старые времена иероглиф для связки был Ч’уан, означая браслет. Иногда использовался [иероглиф] Ч’уан из выражения Kуан-Ч’уан, означающий, «натянуть вместе», но такое обозначение больше не используется. Иероглиф, используемый теперь, чтобы определять связку для чая – Ч’уан, означает, «просверлить насквозь». Когда так написано, каждый подразумевает ровный тон [произношения], но произносится с ниспадающим тоном.
Контейнеры для хранения
Контейнеры хранения называют Ю. [Их изобретение приписывается Лу Ю] Их каркас изготовлен из корней, перевязанных вместе бамбуком, и бумаги, приклеиваемой поверх. Внутри есть горизонтальные разделения и крышка наверху. Внизу есть секция для хранения, со стороны которой есть дверца. Внутри одной из дверных панелей есть посуда, предназначенная для небольшого огня, чтобы поддержать [чай] теплым и сухим. В Чан Нaн, во времена тяжелых дождей, особо ухаживают за чаем с помощью огня в этих контейнерах.
Изготовление чая
Чай собирают во время второго, третьего и четвертого лунных месяцев. Молодые и нежные побеги [чайного куста], растущего на богатой, плодородной почве, нельзя ощипывать, пока они не напоминают папоротник или папоротник-орляк и не достигли четыре-пять дюймов длиной. В любом случае, побеги должны быть собраны только в то время как роса все еще прохладна.
Когда побеги чая выросли в густой подлесок, выберите самые густые среди побегов, имеющие три, четыре или пять ветвей, сорвите и ощипайте их.
Не выберите день, который видел дождь, ни [день] когда облака застилают небо. Собирайте чай только в ясный день.
Все, что требуется для производства чая – это собрать его, отпарить, сбить, сформировать, высушить, связать и запечатать.
Чай имеет несметное число форм. Если я могу говорить вульгарно и опрометчиво, чай может сжаться и смяться как ботинки монгола. Или он может напомнить подгрудок дикого вола, a некоторые [чаинки] острыe, некоторые завитые, как карниз крыши дома. Oни могут напомнить гриб в кружащемся полете так же, как облака делают, когда они выплывают из-за вершины горы. Его листья могут раздуться и прыгать, как будто они легко крутятся в потревоженной ветром воде.
Другие напомнят глину, мягкую и покорную, готовую к руке гончара и будут столь ясны и чисты, как будто профильтрованы через древесину. Другие будут крутиться и поворачиваться как ручьи, вырезанные сильным дождем в недавно вспаханном поле. [лондонский вариант: «Листья наилучшего качества должны иметь складки, как ботинки монгольского всадника, завиваться как подгрудок могучего вола, распускаться как туман, поднимающийся из ущелья, мерцать как озеро, которого коснулся легкий ветерок, и быть влажным и мягким, как мелкая земля, только что смытая дождем».]
Те – самые прекрасные из чаев.
Но есть также чаи как шелуха бамбука, [листья] трудно отделяются от стебля и слишком устойчивые, чтобы отпариваться или измельчаться. Они [при изготовлении] принимают форму решета. Тогда есть те, которые похожи на лотос после мороза. Их стебель и листья становятся сухими и мягкими, их внешний вид столь изменен, что они напоминают наверх сложенный щебень. Такие чаи стары и лишены ценности.
От выбора до запечатывания есть семь шагов, и есть восемь категорий форм, от листьев, которые напоминают ботинки монгола к тем, которые похожи на цветок лотоса, убитый морозом.
Среди потенциальных знатоков есть те, кто хвалит превосходство чая, отмечая его гладкость и комментируя глянцевые оттенки напитка. Они наименее способныe к судьи. Другие скажут, что хорошо, потому что [чай] является желтым, морщинистым и имеет вмятины и насыпи. Они лучшие судьи. Но действительно превосходящий дегустатор будет судить чай во всех его особенностях и комментировать и пользу, и плохое.
Для каждой индивидуальной критики есть причина. Если лист чая источает его естественные соки, это будет глянцевым и черным. Если масла остались [в листе], то он будет казаться морщинистым. Если он был изготовлен в течение долгого времени, [лист] будет черным. Чай, над которым солнце едва зашло, будет желтым. Отпаренный и измельченный, он будет гладкий. Позволенный оставаться свободным [непрессованным], он будет иметь пустоты и холмы.
Нет ничего неестественного в этом, поскольку чай походит на другие травы и листья в этом отношении.
О совершенстве чая решает рот.
- Комментарии
- Вконтакте