Сбитень, взвары, иван чай и другие напитки дочайной эпохи
Если сегодня любому россиянину задать вопрос: «какой главный безалкогольный национальный напиток?», то в подавляющем большинстве случаев мы услышим о чае. В категории безалкогольных напитков чай вне конкуренции. Но чай пришёл в Европейскую часть России лишь в 17 веке. Какие напитки пили россияне до прихода чая и параллельно с ним? На этот вопрос мы и попробуем ответить.
Сбитень и квасы. «Дивий мёд».
Одним из наиболее любопытных горячих безалкогольных напитков был сбитень, который приготовляли из мёда и набора различных трав и специй. Единого рецепта сбитня не существовало – у каждого из сбитенщиков были свои секреты, касавшиеся состава напитка, процентного соотношения компонентов, методов заваривания и т.п.
В конце 19 века в Российской империи появился любопытный напиток на основе мёда. На ярмарках нередко можно было встретить людей, продававших «дивий мёд» (другое название того же продукта - «дикий мёд»). Крупные куски в виде колбас или цилиндров изготавливались по различным рецептам.
В основе рецептур продукта был мёд и набор разных компонентов (трав и сушёных фруктов), отличавшихся в зависимости от производителя. Потребитель измельчал кусочки такой «колбасы» и заваривал их. Настой, по воспоминаниям пробовавших продукт, имел сладковато-приторный вкус. Но невзыскательному покупателю нравился этот отечественный продукт.
Среди холодных безалкогольных и слабоалкогольных напитков были чрезвычайно широко распространены квасы. В 19 веке рецептов различных квасов имелось несчётное число. Можно с уверенностью сказать, что было несколько тысяч разных уникальных рецептов, большая часть из которых в настоящее время утеряна.
У дворян, которые любили квас, в первой половине 19 века, его изготавливали и подавали к столу иногда по десятку видов за один раз. Квасы часто изготавливали на фруктовых и ягодных основах. Были малиновые, яблочные, клубничные, вишнёвые, грушёвые, медовые и другие, самые разнообразные, квасы. История изготовления квасов и их рецептуры заслуживают отдельного разговора.
Взвары / взварцы.
В «дочайную» эпоху у разных народов России существовала масса традиционные напитков на растительном сырье, которые именовались взварами или взварцами. Сегодня те же напитки принято называть на французский лад тизанами (tisane – отвар).
Эти напитки и их соотношение в потреблении существенно отличалось в зависимости от региона. Люди опытным путём выявляли полезные растения в окружающем их мире и приготовляли из них напитки. Часто сырьё для напитков собирали по лесам и полям в больших количествах и сушили на зиму.
Большую роль в распространении взваров сыграли православные монастыри. Монахи заготавливали различных лекарственные растения и ягоды (в зависимости от местности они были разными), часто сушили их, а затем изготавливали напитки, которые позволяли стоять большие службы и выдерживать посты.
По меньшей мере, с 1830-х годов в русском языке существовало также понятие «травяной чай». Оно использовалось для обозначения напитка на основе заваренных листьев и ягод различных растений.
Часто «травяной чай» использовался в качестве самостоятельного лекарственного средства, либо как дополнение к лекарственным средствам, на что указывает смысловой контекст ряда источников, начиная с 1830-х годов.
«Копорский чай» и кипрей (иван-чай, epilobium).
Наиболее распространённым в России 19 века был напиток из кипрея. Его массово потребляли те, кому китайский чай был не по карману. Кроме того из-за своей распространённости, это было очень удобное сырьё для изготовления фальсификата.
Напиток кипрея готовили с глубокой древности. Существует масса красивых легенд о том, кто же первым начал массовое производство кипрея и поставил технологию «на поток». Ни одна из легенд до сих пор не нашла своего подкрепления серьёзным архивным материалом.
«Чай» из сушёных фруктов.
С конца 19 века в ряде регионов Российской империи начали производить чай из сушёных фруктов. Рецептуры существенно различались. В ряде случаев к засушенным кусочкам фруктов добавлялись засушенная кожица с плода, измельчённые косточки. Нередко к такой сушёной смеси добавляли ещё и цикорий. В торговле подобный напиток нередко называли «фруктовый чай».
Когда состав для будущего фруктового напитка включал только сушёную мякоть плодов (яблок, груши и т.п.), то в продаже он обходился потребителю 50 – 60 коп. за 1 фунт .
Если же на производство фруктового чая шло большое количество низкосортного сырья – кожицы, перемолотых семечек и т.п., то туда часто добавляли цикорий, смягчавший недостатки продукта. При этом в продаже продукт стоил уже существенно дешевле 30 – 40 коп. за 1 фунт.
Часто подобный чай фасовали по пакетам, кулькам и пачкам. Фасованный «фруктовый чай» стоил в продаже 3, 5, 10, 20, 25, 50 копеек.
Мелкие производители скупали у крестьян собранные плоды, измельчали (нарезали ножами, а часто просто рубили тяпками), сушили их в печках. Расходы на производство были минимальными.
Спрос на «фруктовый чай» бы достаточно устойчивый, так как он был дёшев в производстве. Наибольшее распространение данный суррогат чая получил в Орловской губернии, откуда активно распространялся в другие регионы.
В последние годы 19 века к производству «фруктового чая» подключилась и Самарская губерния.
Даже купеческая столица России – Москва – быстро оценила перспективы коммерческого производства нового продукта, «фруктовый чай» начали производить и здесь.
Развитие конкуренции привело к появлению большого количества различных «купажей»: помимо цикория в смесь, нередко, добавляли винные ягоды (так в 19 веке называли инжир), сушёный чернослив, сушёную тыкву и её семечки.
С 19 века в России активно изготавливали «морковный чай», который активно потреблялся, в том числе, в среде старообрядцев. В период Первой мировой и Гражданской войн с «морковным чаем» близко познакомилась большая часть россиян.
В отличие от китайского чая, подобные напитки в приготовленном виде имели приятный сладковатый привкус. Большим недостатком ряда «фруктовых чаёв» было то, что их можно было пить только в горячем виде, так как остывший напиток часто становился невкусным и имел неприятный вид.
С 1888 года в Российской империи был введён запрет на использование слова «чай» для обозначения фруктовых напитков. Запрет касался только терминологии. Сами суррогаты чая можно было по-прежнему изготавливать и продавать.
Следует отметить, что массовое распространение чайных суррогатов началось в период Первой мировой, Революции 1917 и последовавшей затем Гражданской войны. Перекрытие основных маршрутов поставок чая, обнищание населения, а затем и разруха привели к массовому распространению суррогатов чая в народе.
Советская власть взялась не только за развитие отечественных плантаций чая на Кавказе, но и организовала массовое производство суррогатов чая. Чайные напитки активно рекламировались даже в 1950-х годах. Вкус чайных напитков «клубничный», «аромат», «ягодный», «малиновый», «земляничный», «грушёвый» был хорошо известен потребителям.
Вкусы разных народов Российской империи.
Русские путешественники, торговцы и исследователи, осваивая новые земли, обращали внимание на быт и традиции коренных народов. Осталось достаточно много различных воспоминаний, в которых рассказывается о традиционных напитках в разных регионах Российской империи.
На Амуре была традиция пить чай, содержащий примеси местных трав. Один из русских путешественников вспоминал, как он пил такой чай с травами: «Был приготовлен самими хозяевами (простыми казаками, а не офицерами) чай с разными сибирскими снадобьями, неказистыми, но очень вкусными».
В ряде регионов Сибири, в Забайкалье, на Алтае активно потреблялся бадан (Bergenia), также известный там как «чагырский» чай. Многие русские поселенцы в Сибири активно заготавливали, продавали и потребляли бадан.
Долгое время бадан был не менее важным товаром, чем чай и, по свидетельству англичанина Самуила Коллинса доставлялся в Россию из Китая: «Оттуда [из Китая через Сибирь] он [неназванный торговец, знакомый Коллинса] привёз чаю (Chay) и Бадьяну (Bour Dian). Бадьяном называется Anisum Indienun Stellatum. Купцы говорят, что он употребляется с сахаром (также как и у нас в Англии) и считается очень полезным от болезни лёгких (flatus Hypochondriaci) и желудочного расстройства. Он привозится завёрнутым по фунтам в бумаге, на которой написаны Китайские буквы».
Старообрядцы, не принимавшие «басурманское зелье» – китайский чай, наши в Сибири ему множество различных замен. Достаточно активно напитки изготавливали из растений семейства кисличных (Oxalidaceae). В частности для изготовления напитков, использовалась трава скрипун (заячья капуста).
Староверы пили также курильский чай (пятилистник кустарниковый, турусульник), заваривали листья смородины и брусники (брусничник). Также староверы приготовляли напитки из чаги (берёзовый гриб, Inonotus obliquus) и шульты (гнилой сердцевины берёзы).
Следует заметить, что далеко не все староверы не принимали китайский чай. В отличие от кофе, многие старообрядцы не видели зла в «ханской травке» - чае. Более того, было немало чаеторговцев-старообрядцев, которые и сами пили чай, и торговали им.
Чтобы не быть голословным, можно привести пример конца 18 – начала 19 века, - Толстикова Якова Филипповича. Старообрядец из Екатеринбурга, крупный промышленник и торговец. Он торговал чаем. С 1805 по 1811 годы он даже был городским головой Екатеринбурга. Таких примеров много.
Долгое время активно и многими народами России потреблялся ревень. Его собирали как на территориях самой России, так и в огромных количествах закупали в Китае. Более того, корень ревеня, закупавшийся массово у китайцев, реэкспортировался в ряд европейских стран.
У бурят был популярен так называемый «улаажаргын сай» («улаажаргыр сай»). Технология его была незатейлива: пожухшие и свернувшиеся листья кипрея собирали и укладывали в подходящую посуду. Их смачивали свежей заваркой того же улаажаргын сая и ставили в тепло для ферментации, потом заваривали с добавлением молока. В Бурятии улаажаргын сай популярен и в наше время.
Поскольку технологии изготовления улаажаргын сая и копорского чая схожи, это даёт основания и для ещё одного предположения. Это может (пусть и косвенно) указывать на то, что по Великому чайному пути через Бурятию одновременно завезли и дорогой китайский чай и дешевый, весьма доступный, способ его подделки.
Жители Курильских островов в 17 – 19 веках потребляли напиток «из желтоватых листьев; они считают его лекарством от колик».
В российском Поволжье в 19 веке активно пили напиток из чабреца (он же – тимьян ползучий, thymus serpyllum). Нередко к напитку из чабреца добавляли солодку щетинистую (glycyrrhiza echinata).
Активно потреблялись напитки из различного растительного сырья в 18 – 19 веках башкирами и русскими поселенцами на Урале.
Жители Ярославской губернии с 18 века достаточно активно заготавливали листья лесной земляники (Fragária vésca). «Земляничный чай», как его активно называли в народе, достаточно активно подавался даже на Нижегородской ярмарке как дешёвая замена дорогому китайскому чаю.
Бедные жители Средней Азии и Туркестана в 19 веке достаточно активно потребляли напиток из нескольких видов растения душицы (origanum). Один из русских купцов в городе Верном (современная Алма-Ата) в XIX веке обращался к властям с ходатайством о привилегии на изготовление «русского чая» на основе душицы.
Значительно количество душицы обыкновенной (origanum vulgare), и травяных смесей на её основе, с конца 19 века завозилось в Россию из Китая. Продукт стоил дешевле китайских чаёв и спрос на него на рынке рождал предложение. Нередко такая смесь прессовалась в большие плитки, брикеты и бесформенные куски и уже в этом виде поступала из Китая в ряд регионов Средней Азии, присоединённой к тому времени к России.
Изготавливался напиток из листьев кавказской брусники. Её часто использовали и для фальсификации чая. Такой фальсификат был известен на Кавказе под названиями «кавказский чай» и «батумский чай». Его часто подмешивали к чаю, производимому русскими чайными плантациями на Кавказе.
Для приготовления напитков также использовались липовый цвет, листья яблони и дуба, зверобой, шалфей, ромашку и другие травы.
Автор: кандидат исторических наук Соколов Иван Алексеевич
- Комментарии
- Вконтакте